Страницы: 1 2 3 4

§1. Понятие договора возмездного оказания услуг

Договором возмездного оказания услуг признается договор, по ко­торому одна сторона (исполнитель) обязуется оказать услуги (совер­шить определенные действия или осуществить определенную деятель­ность), а другая сторона (заказчик) обязуется оплатить эти услуги.

Таким договором регулируются образовательные, юридические, медицинские, туристские, коммунальные, охранные услуги, услуги связи и иные услуги.

Отношения, регулируемые договором возмездного оказания услуг, очень похожи на отношения, которые регулируются договором подря­да. Поэтому, если это не противоречит особенностям такого договора, к отношениям по возмездному оказанию услуг применяются общие положения о договоре подряда и положения о бытовом подряде.

Близость этих договоров вызывает определенные проблемы. Так, в некоторых ситуациях очень сложно провести грань между оказанием услуг и подрядными отношениями.

Например, не вызывает споров то, что отношения по строительству объекта недвижимости — это подрядные отношения. А вот к какому виду договоров следует отнести договор, по которому осуществляется ремонт автомобиля? Является ли это оказанием услуги по ремонту или все-таки подрядными отношениями?

В теории и практике распространено мнение, что отличием догово­ра оказания услуг от договора подряда является результат. В договоре подряда решающим фактором является достигнутый результат, в то время как в договоре оказания услуг интерес для заказчика представ­ляют сами действия исполнителя. Отмечается, что в договоре оказания услуг продается не сам результат, а действие, которое приводит к не­обходимому результату.

Из такого критерия исходит Налоговый кодекс РФ. Согласно его нормам работой является деятельность, результаты которой имеют ма­териальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц. Под услугами по­нимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, они реализуются и потребляются в процессе осуществле­ния этой деятельности.

Однако разграничение по такому критерию не является универ­сальным. Нельзя говорить о том, что оказание услуги вообще не может приводить к какому-то необходимому заранее известному результату, который может быть отделим от процесса оказания такой услуги. Кро­ме того, такое разграничение не должно толковаться в том смысле, что исполнитель по договору возмездного оказания услуг не отвечает за результат услуги.

Например, оценщик по договору на оказание услуг по оценке пре­доставил заказчику некачественный отчет об определении рыночной стоимости имущества. В этом случае оценщик будет отвечать за не­качественно оказанные услуги, результат которых нашел отражение в этом отчете.

По договору на оказание информационных услуг заказчику может быть предоставлена информация, которая может быть реализована третьим лицам.

Другой пример имеет место в случае, если в результате некачествен­ного оказания медицинской услуги был причинен вред здоровью па­циента. В этом случае исполнитель также будет нести ответственность.

В данных примерах некачественное выполнение услуги приво­дит к некачественному результату. Однако сам факт некачественного выполнения в большинстве случаев может быть установлен именно исходя из ненадлежащего результата (некачественный отчет или при­чинение вреда здоровью).

Есть случаи, когда надлежащее выполнение услуги не приводит к результату, который интересовал клиента. Например, юрист по до­говору на оказание услуг по представлению интересов в суде не смог добиться нужного клиенту результата. При этом он надлежащим обра­зом совершил все зависящие от него действия. В такой ситуации услуга будет считаться оказанной надлежащим образом, несмотря на то, что нужный заказчику результат не был достигнут.

Еще одним случаем отделения результата от процесса оказания услуги являются ситуации, когда нужный заказчику результат насту­пил, но процесс выполнения услуги исполнителем не соответствовал условиям договора. Например, заказчик заключил с агентством не­движимости договор на оказание услуг по продаже квартиры. В ре­зультате квартира была продана, но исполнитель не приложил к этому никаких усилий. В этом случае, несмотря на достигнутый результат, услуга также не будет считаться оказанной.

Чтобы каким-то образом сгладить проблему соотношения действия и результата действия применительно к разграничению подряда и воз­мездного оказания услуг, в теории было предложено обратить вни­мание на характер интереса, который преследует заказчик, вступая в договор. Если такой интерес сводится к совершению действий, то договор необходимо квалифицировать как оказание услуг. В случае если интерес состоит в совершении действий с передачей результата, то такой договор необходимо квалифицировать в качестве подряда. Однако такой признак, по сути, не вносит ничего нового в имеющуюся проблему, а только создает видимость ее решения.

Из сказанного следует, что в настоящее время отсутствует универ­сальный критерий, по которому во всех случаях можно разграничивать подряд и возмездное оказание услуг. Кроме тех случаев, когда отнесе­ние конкретного договора к подряду или возмездному оказанию услуг является очевидным и не вызывает проблем, существуют погранич­ные случаи, не отличающиеся однозначностью. В таких случаях для квалификации договора необходимо проанализировать весь спектр взаимоотношений сторон.

Еще одним проблемным вопросом является отграничение договора возмездного оказания услуг от посреднических договоров. Например, как квалифицировать договор, по которому одна сторона обязуется осуществлять рекламное продвижение продукта, производимого дру­гой стороной, в том числе разработать рекламную стратегию, обеспе­чить показ рекламы по телевизору и в интернете? В данном случае необходимо выбирать между договором на оказание услуг и агентским договором.

Кроме того, договор возмездного оказания услуг, так же как и до­говор подряда, нередко используется недобросовестными лицами, для того чтобы скрыть факт трудовых отношений. Подробнее об этом написано в главе, посвященной договору подряда, поэтому здесь мы не будем останавливаться на этом вопросе.

Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий



Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Реквизиты агентства

Банковские реквизиты, коды статистики, документы государственной регистрации общества, письма ИФНС, сведения о независимых директорах - участниках общества.

Контактная информация

Форма обратной связи, контактные номера телефонов, почтовые адреса, режим работы организации.

Публикации

Информационные сообщения, публикации тематических статей, общедоступная информация, новости и анонсы, регламенты.