Страницы: 1 2 3 4

§2. Виды объектов интеллектуальных прав

Как уже отмечалось, объекты интеллектуальных прав с точки зре­ния механизма их создания можно разделить на две большие группы:

  1. ) охраняемые результаты интеллектуальной деятельности;
  2. ) приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Результаты интеллектуальной деятельности создаются в ходе це­ленаправленной творческой деятельности физических лиц — авто­ров. К числу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности относятся объекты авторского права и смежных прав (произведения литературы, изобразительного искусства, музыки и т. п.), объекты па­тентного права и иные объекты (топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, секреты производства — ноу-хау).

Средства индивидуализации создаются в процессе коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и непосредственно с ней свя­заны. Основные разновидности средств индивидуализации: товарные знаки, фирменные наименования и коммерческие обозначения, наи­менования мест происхождения товаров.

Деление это весьма условно, так как некоторые объекты могут одновременно принадлежать к обеим группам. Так, логотип ком­мерческой организации, с одной стороны, может быть результатом интеллектуальной деятельности автора — дизайнера, произведением графики, а с другой стороны — может быть зарегистрирован в качестве товарного знака.

Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности принято также подразделять на объекты формальной и содержательной правовой охраны. В основу этого деления положен вопрос о том, чему предостав­ляется правовая охрана — форме произведения или его содержанию. К числу объектов содержательной правовой охраны относятся объекты патентного права: изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Все остальные результаты интеллектуальной деятельности принято относить к числу объектов формальной правовой охраны.

Смысл этого разграничения можно продемонстрировать на при­мере литературного текста. Для его правовой охраны практически безразлично смысловое содержание, однако важна форма — то есть сам текст и конкретные художественные образы, созданные автором. Например, одни и те же события могут быть описаны разными автора­ми, и, соответственно, такие описания могут быть самостоятельными объектами авторских прав. Аналогично и с произведениями живо­писи: например, одни и те же библейские сюжеты были изображены многими живописцами (например, многочисленные полотна, изобра­жающие принцессу Саломею с головой Иоанна Крестителя), однако в каждом случае художник делал произведение уникальным именно с точки зрения формы.

Объекты патентного права, напротив, охраняются в силу своего содержания. Например, при оценке охраноспособности изобретения принимаются во внимание такие критерии как новизна, изобретатель­ский уровень и промышленная применимость. Напротив, для право­вой охраны литературных произведений (как художественных, так и научных текстов) такие критерии не имеют никакого значения: для целей охраны текста в качестве объекта авторских прав имеет значение лишь форма (что, конечно, не говорит о научной или художественной ценности этого текста).

Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности также принято делить на уникальные и повторяемые. Эта классификация во многом дублирует предыдущую, поскольку к числу повторяемых, опять же, относятся объекты патентного права, тогда как все осталь­ные объекты, как правило, считаются уникальными. Предполагается, что повторяемые объекты могут быть созданы несколькими лицами независимо друг от друга, тогда как уникальные объекты всегда созда­ются в единственном числе. Для повторяемых объектов важной в связи с этим становится их новизна, первенство создания соответствующего объекта — так называемый приоритет, который фиксируется путем регистрации прав на такие объекты.

Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий



Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Реквизиты агентства

Банковские реквизиты, коды статистики, документы государственной регистрации общества, письма ИФНС, сведения о независимых директорах - участниках общества.

Контактная информация

Форма обратной связи, контактные номера телефонов, почтовые адреса, режим работы организации.

Публикации

Информационные сообщения, публикации тематических статей, общедоступная информация, новости и анонсы, регламенты.