Страницы: 1 2 3 4

§2. Фирменные наименования и коммерческие обозначения

Самым распространенным и привычным способом индивидуали­зации является фирменное наименование.

Фирменное наименование представляет собой наименование коммерческой организации, включенное в Единый государственный реестр юридических лиц. Фирменное наименование состоит из указа­ния на организационно-правовую форму («Общество с ограниченной ответственностью», «Полное товарищество» и т. п.) и собственно наи­менование организации.

Каждое юридическое лицо должно иметь полное фирменное наименование на русском языке. В дополнение к этому может быть предусмотрено сокращенное наименование, а также наименование (полное и сокращенное) на иностранном языке (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

Есть некоторые ограничения относительно содержания фирмен­ного наименования. В соответствии с п. 4 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица не может содержать:

  1. ) «полные или сокращенные официальные наименования ино­странных государств, а также слова, производные от таких наименований;
  2. ) полные или сокращенные официальные наименования фе­деральных органов государственной власти, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  3. ) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
  4. ) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали».

Кроме того, чтобы включить в фирменное наименование слова «Рос­сия», «Российская Федерация» и производные от них, юридическое лицо должно получить специальное разрешение, которое выдается Мини­стерством юстиции. Такое разрешение выдается в следующих случаях:

  • юридическое лицо имеет филиалы (представительства) в более чем половине субъектов Российской Федерации;
  • юридическое лицо является крупнейшим налогоплательщиком;
  • более 25% уставного капитала юридического лица принадлежит Российской Федерации.

Фирменное наименование может использоваться юридическим лицом любыми не противоречащими закону способами, в том числе: в рекламе, на вывесках, на товарах и при оказании услуг, в документах и т.д. При этом юридическое лицо обладает исключительным пра­вом на использование своего фирменного наименования, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц.

Законодательство некоторых стран (например, Чешской Респу­блики) предусматривает обязательную проверку уникальности фир­менного наименования при регистрации юридического лица: иными словами, регистрация компаний с тождественными фирменными наименованиями не допускается. Российское законодательство не со­держит такого ограничения, то есть при государственной регистрации юридического лица не проверяется наличие в реестре идентичных фирменных наименований.

Однако недобросовестное использование тождественных или сход­ных фирменных наименований ограничено. Соответствующее прави­ло предусмотрено в п. 3 ст. 1474 ГК РФ: «Не допускается использова­ние юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осу­ществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государствен­ный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица».

Таким образом, юридическое лицо, фирменное наименование которого было зарегистрировано раньше, имеет приоритет при его использовании в определенной сфере деятельности.

В случае нарушения этого правила обладатель первого фирменного наименования (правообладатель) вправе потребовать от нарушителя (по выбору последнего):

  1. ) прекратить использование наименования в тех же видах деятельности;
  2. ) или внести изменения в фирменное наименование.

Кроме того, правообладатель вправе требовать возмещения при­чиненных ему убытков (взыскание компенсации не предусмотрено для этого случая).

В соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промыш­ленной собственности, в России также охраняются фирменные наи­менования иностранных юридических лиц.

Разумеется, фирменное наименование неотчуждаемо: оно может быть отчуждено только вместе с юридическим лицом, которому оно принадлежит. Право на его использование возникает с момента госу­дарственной регистрации и оканчивается в случае ликвидации юри­дического лица или изменения фирменного наименования.

Фирменное наименование юридического лица следует отличать от коммерческого обозначения.

Коммерческое обозначение может принадлежать юридическим ли­цам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям (тогда как фирменное наимено­вание возникает только у юридических лиц).

Коммерческое обозначение не подлежит внесению в реестр юри­дических лиц и не требует какой-либо иной государственной реги­страции. Коммерческое обозначение служит для индивидуализации торгового, промышленного или иного предприятия, принадлежащего предпринимателю: им может быть, например, название магазина, ре­сторана, мастерской и т. п.

Исключительное право на коммерческое обозначение возникает у его обладателя при условии, что такое обозначение обладает «доста­точными различительными признаками» и его использование именно этим предпринимателем «является известным в пределах определен­ной территории».

Таким образом, исключительное право на коммерческое обозначе­ние непосредственно связано с его использованием правообладателем. Более того, если коммерческое обозначение не используется непре­рывно в течение года, исключительное право на него прекращается.

Коммерческое обозначение может быть частью фирменного наи­менования юридического лица, а также может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.

Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий



Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Реквизиты агентства

Банковские реквизиты, коды статистики, документы государственной регистрации общества, письма ИФНС, сведения о независимых директорах - участниках общества.

Контактная информация

Форма обратной связи, контактные номера телефонов, почтовые адреса, режим работы организации.

Публикации

Информационные сообщения, публикации тематических статей, общедоступная информация, новости и анонсы, регламенты.