Самым распространенным и привычным способом индивидуализации является фирменное наименование.
Фирменное наименование представляет собой наименование коммерческой организации, включенное в Единый государственный реестр юридических лиц. Фирменное наименование состоит из указания на организационно-правовую форму («Общество с ограниченной ответственностью», «Полное товарищество» и т. п.) и собственно наименование организации.
Каждое юридическое лицо должно иметь полное фирменное наименование на русском языке. В дополнение к этому может быть предусмотрено сокращенное наименование, а также наименование (полное и сокращенное) на иностранном языке (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).
Есть некоторые ограничения относительно содержания фирменного наименования. В соответствии с п. 4 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица не может содержать:
Кроме того, чтобы включить в фирменное наименование слова «Россия», «Российская Федерация» и производные от них, юридическое лицо должно получить специальное разрешение, которое выдается Министерством юстиции. Такое разрешение выдается в следующих случаях:
Фирменное наименование может использоваться юридическим лицом любыми не противоречащими закону способами, в том числе: в рекламе, на вывесках, на товарах и при оказании услуг, в документах и т.д. При этом юридическое лицо обладает исключительным правом на использование своего фирменного наименования, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц.
Законодательство некоторых стран (например, Чешской Республики) предусматривает обязательную проверку уникальности фирменного наименования при регистрации юридического лица: иными словами, регистрация компаний с тождественными фирменными наименованиями не допускается. Российское законодательство не содержит такого ограничения, то есть при государственной регистрации юридического лица не проверяется наличие в реестре идентичных фирменных наименований.
Однако недобросовестное использование тождественных или сходных фирменных наименований ограничено. Соответствующее правило предусмотрено в п. 3 ст. 1474 ГК РФ: «Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица».
Таким образом, юридическое лицо, фирменное наименование которого было зарегистрировано раньше, имеет приоритет при его использовании в определенной сфере деятельности.
В случае нарушения этого правила обладатель первого фирменного наименования (правообладатель) вправе потребовать от нарушителя (по выбору последнего):
Кроме того, правообладатель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков (взыскание компенсации не предусмотрено для этого случая).
В соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в России также охраняются фирменные наименования иностранных юридических лиц.
Разумеется, фирменное наименование неотчуждаемо: оно может быть отчуждено только вместе с юридическим лицом, которому оно принадлежит. Право на его использование возникает с момента государственной регистрации и оканчивается в случае ликвидации юридического лица или изменения фирменного наименования.
Фирменное наименование юридического лица следует отличать от коммерческого обозначения.
Коммерческое обозначение может принадлежать юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям (тогда как фирменное наименование возникает только у юридических лиц).
Коммерческое обозначение не подлежит внесению в реестр юридических лиц и не требует какой-либо иной государственной регистрации. Коммерческое обозначение служит для индивидуализации торгового, промышленного или иного предприятия, принадлежащего предпринимателю: им может быть, например, название магазина, ресторана, мастерской и т. п.
Исключительное право на коммерческое обозначение возникает у его обладателя при условии, что такое обозначение обладает «достаточными различительными признаками» и его использование именно этим предпринимателем «является известным в пределах определенной территории».
Таким образом, исключительное право на коммерческое обозначение непосредственно связано с его использованием правообладателем. Более того, если коммерческое обозначение не используется непрерывно в течение года, исключительное право на него прекращается.
Коммерческое обозначение может быть частью фирменного наименования юридического лица, а также может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Банковские реквизиты, коды статистики, документы государственной регистрации общества, письма ИФНС, сведения о независимых директорах - участниках общества.
Форма обратной связи, контактные номера телефонов, почтовые адреса, режим работы организации.