Следующим распространенным средством индивидуализации является товарный знак (знак обслуживания).
В отличие от фирменного наименования и коммерческого обозначения, товарный знак служит индивидуализации не субъекта предпринимательской деятельности, а объектов — определенных товаров, работ и услуг, предлагаемых таким предпринимателем.
Товарный знак применяется для обозначения товаров, тогда как знак обслуживания — для обозначения работ и услуг. Однако для обозначения обеих категорий обычно используется общий термин — товарный знак.
Поскольку товарный знак используется для индивидуализации товаров, работ и услуг, принадлежать он может только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Исключительное право на товарный знак возникает только при условии государственной регистрации.
В качестве товарного знака может быть зарегистрировано определенное слово (словесный товарный знак), изображение (изобразительный товарный знак), объемная фигура, форма (объемный товарный знак), а также любые комбинации таких обозначений (комбинированный товарный знак). Обозначение, заявленное для регистрации, может быть цветным или без указания цвета. В качестве товарного знака может быть зарегистрирован даже сам по себе определенный цвет, звук и даже запах.
Любое из описанных обозначений может быть зарегистрировано в качестве товарного знака при соблюдении главного требования — наличия у него различительной способности, то есть способности служить цели индивидуализации определенного товара (работы или услуги), отличая его от иных аналогичных товаров других производителей (продавцов, исполнителей). В связи с этим закон прямо запрещает регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, состоящие только из элементов (п. 1 ст. 1483 ГК РФ):
Таким образом, товарный знак — не просто название или описание товара. Это такое обозначение, которое способно выделить данный товар в ряду аналогичных товаров, быть средством его индивидуализации. В этом и состоит различительная способность товарного знака.
Перечисленные общеупотребительные термины и обозначения могут быть использованы в составе товарного знака в качестве так называемых неохраняемых элементов. Однако товарный знак не может состоять только из таких элементов.
Из этого правила существует исключение. Если обозначение, состоящее из таких неохраняемых элементов или их определенной комбинации, длительное время используется определенным производителем для обозначения своих товаров и в этом качестве известно потребителям («приобрели различительную способность в результате их использования»), то такое обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Помимо этого, не допускается регистрировать в качестве товарных знаков следующие обозначения (ст. 1483 ГК РФ):
Как видно из приведенных правил, при оценке товарного знака используются два термина: тождество обозначений и сходство до степени смешения. Под тождеством здесь понимают полное совпадение всех элементов обозначения. Под сходством до степени смешения понимают общую ассоциацию, которая возникает между двумя обозначениями, несмотря на их отдельные отличия.
Понятия тождества и сходства до степени смешения используются и при оценке факта нарушения исключительного права на товарный знак: нарушением считается использование не только тождественного с ним обозначения, но и сходного до степени смешения.
Исключительное право на товарный знак возникает при условии его государственной регистрации.
В большинстве стран мира регистрацией товарных знаков занимается патентное ведомство (тот же орган, который занимается регистрацией объектов патентных прав) либо самостоятельный орган по регистрации товарных знаков (Trademark Office). В Российской Федерации регистрацией товарных знаков занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Государственная регистрация товарного знака производится на основании заявки и включает два основных этапа:
В рамках первого этапа проверяется полнота и правильность оформления заявки и приложений к ней. В рамках второго этапа проверяется отсутствие оснований для отказа в регистрации товарного знака — в том числе проводится поиск по зарегистрированным товарным знакам.
В случае положительного результата экспертизы принимается решение о государственной регистрации товарного знака. При условии уплаты необходимых пошлин заявителю выдается свидетельство на товарный знак, а сведения о товарном знаке вносятся в государственный реестр, с которым могут ознакомиться все желающие.
Регистрация товарного знака происходит для строго определенного перечня товаров (услуг), которые были указаны заявителем в заявке на государственную регистрацию. Для целей регистрации товарных знаков товары и услуги делятся на классы в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (MКТУ), которая была утверждена Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957 (участвует 88 государств).
Исключительное право на зарегистрированный товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию. Срок действия исключительного права на товарный знак может продлеваться неограниченное число раз, каждый раз на десять лет.
Правовая охрана на товарный знак может быть прекращена досрочно, если товарный знак не используется правообладателем для заявленных товаров непрерывно в течение трех лет. C заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака может обратиться лицо, заинтересованное в использовании данного обозначения (ст. 1486 ГК РФ). Сделано это для того, чтобы исключить случаи недобросовестной регистрации популярных обозначений лицами, которые не планируют их в действительности использовать, и защитить интересы добросовестных участников гражданского оборота и, в конечном итоге, потребителей.
Кроме того, в определенных случаях предоставление товарному знаку правовой охраны может быть оспорено заинтересованными лицами, которые полагают, что товарный знак был зарегистрирован с нарушениями (ст. 1512 ГК РФ).
Стоит иметь в виду, что государственная регистрация товарных знаков и предоставляемая им правовая охрана имеет строго территориальный характер и ограничена тем государством, в котором знак зарегистрирован. Иными словами, регистрация товарного знака в одном государстве автоматически не означает, что он будет охраняться и в другом государстве.
В связи с этим, если правообладатель заинтересован в получении охраны своего обозначения в зарубежных странах, ему необходимо зарегистрировать свой товарный знак в таких странах.
В настоящее время процедура регистрации товарных знаков за рубежом упростилась благодаря действующим международным договорам — а именно, договорам в рамках так называемой Мадридской системы: Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14.04.1891 («Мадридское соглашение») и Протокола к Мадридскому соглашению от 27.06.1989 («Мадридский протокол»).
Число членов Мадридской системы насчитывает более 120 государств, и каждый год к ним присоединяются все новые участники.
Мадридская система чрезвычайно упростила процедуру регистрации товарных знаков в разных странах мира. Суть ее состоит в том, что заявитель, подавший заявку на регистрацию товарного знака в своем государстве, может также подать международную заявку (через Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности — ВОИС), указав в ней страны, в которых он хотел бы зарегистрировать свой товарный знак. Международная заявка рассматривается Международным бюро ВОИС и затем направляется в национальные ведомства стран-участниц для прохождения экспертизы обозначения. В случае положительного решения происходит государственная регистрация товарного знака в заявленных странах.
В отсутствие Мадридской системы заявителю приходилось бы обращаться напрямую в каждое национальное ведомство в отдельности, уплачивая соответствующие пошлины, привлекая патентных поверенных и т. п., что означало бы для него существенные материальные и временные затраты, несоизмеримые с теми, которые требуются для регистрации через Мадридскую систему. В то же время для некоторых стран, которые еще не присоединились к Мадридскому соглашению и Мадридскому протоколу, до сих пор продолжает действовать такая длительная и дорогостоящая процедура зарубежной регистрации товарных знаков.
К счастью, Российская Федерация является участницей данных международных соглашений, поэтому российские заявители могут в полной мере использовать преимущества Мадридской системы.
Банковские реквизиты, коды статистики, документы государственной регистрации общества, письма ИФНС, сведения о независимых директорах - участниках общества.
Форма обратной связи, контактные номера телефонов, почтовые адреса, режим работы организации.