Страницы: 1 2

§2. Публичный конкурс

Публичный конкурс, так же как и публичное обещание награ­ды, представляет собой сложный юридический состав, включающий в себя три односторонние сделки. Во-первых, лицо публично сообщает информацию о результате, при достижении которого будет произво­диться вознаграждение. Во-вторых, заинтересованное лицо должно предоставить необходимый результат. В-третьих, организатор оцени­вает представленные результаты и определяет победителя.

Основные признаки публичного конкурса:

  • состязательность, то есть в конкурсе должно быть не менее двух участников (п. 1 ст. 1057 ГК РФ), в противном случае конкурс считается несостоявшимся;
  • определенность условий, то есть в объявлении о проведении публичного конкурса должно четко определяться: «существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса» (п. 4 ст. 1057 ГК РФ);
  • стабильность, то есть изменение условий публичного конкурса или его отмена допускается только при соблюдении ограниче­ний, предусмотренном законом: сроки отмены или изменения конкурса; форма объявления об отмене или изменении конкур­са; возмещение расходов, понесенных участниками конкурса в связи с участием в нем, и т. д. (ст. 1058 ГК РФ).

Виды публичного конкурса

В зависимости от вознаграждения можно выделить:

  • публичный конкурс, победителю которого выплачивается (вы­дается) награда (п. 4 ст. 1057 ГК РФ);
  • публичный конкурс, победитель которого получает право на за­ключение договора (п. 5 ст. 1057 ГК РФ).

Для первого вида конкурсов характерно предоставление претен­дентом какого-либо результата (литературного произведения, самый высокий прыжок и т. д.), а также выплата (выдача) победителю воз­награждения. Для второго вида конкурсов предоставление конкрет­ных результатов, как правило, не требуется и достаточно сравнить только личные, профессиональные или иные качества претендентов (внешний вид, деловая репутация и т. д.). Реальное вознаграждение здесь заменяется правом на заключение договора. Кроме того, к таким конкурсам преимущественно применяются правила о торгах, преду­смотренные ст. 447-449 ГК РФ (п. 5 ст. 1057 ГК РФ).

В зависимости от круга лиц, которые могут стать участниками кон­курса, можно выделить (п. 3 ст. 1057 ГК РФ):

  • открытый публичный конкурс, то есть конкурс, в котором могут принять участие любые лица;
  • открытый конкурс с предварительным отбором, когда к участию в основном конкурсе допускаются лица, прошедшие предвари­тельную квалификацию;
  • закрытый конкурс, в котором могут принять участие только те лица, круг которых указал организатор.

Юридические обязанности, связанные с публичным конкурсом, возникают после размещения объявления о его проведении и в ос­новном возлагаются на организатора. На первоначальном этапе он должен принять поступившие заявки и проверить их соответствие условиям конкурса.

Далее организатор должен обеспечить каждому допущенному участнику возможность предоставить работу или иной результат для оценки. Например, организовать соревнования по бегу, создать и про­вести заседание комиссии по оценке литературных произведений и т. д.

Следующей обязанностью организатора публичного конкурса является оценка представленных результатов, которая может быть основана на субъективных или объективных критериях. Например, рост или возраст человека (самый высокий человек или самый старый человек), время преодоления определенной дистанции являются объ­ективными критериями, поскольку их можно измерить и при необхо­димости проверить. Если же речь идет о литературных произведени­ях, произведениях искусства, то их объективная оценка невозможна, и здесь используются субъективные критерии (нравится, не нравится). При этом оспаривание результатов публичного конкурса в судебном порядке представляется возможным только при использовании объек­тивных критериев определения победителя, поскольку субъективные критерии суд оценить не может.

После завершения конкурса организатор, если иное не предусмо­трено условиями публичного конкурса, обязан вернуть все прислан­ные для оценки работы их авторам (ст. 1061 ГК РФ). Следует отметить, что в некоторых случаях по итогам публичного конкурса обязанности могут возникать и у его победителей. Например, если по его условиям авторы литературных произведений или изо­бретений обязаны заключить с организатором лицензионный договор или договор об отчуждении авторских или патентных прав (ст. 1060 ГК РФ).

Страницы: 1 2

Оставить комментарий



Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Реквизиты агентства

Банковские реквизиты, коды статистики, документы государственной регистрации общества, письма ИФНС, сведения о независимых директорах - участниках общества.

Контактная информация

Форма обратной связи, контактные номера телефонов, почтовые адреса, режим работы организации.

Публикации

Информационные сообщения, публикации тематических статей, общедоступная информация, новости и анонсы, регламенты.