Страницы: 1 2 3 4

§3. Товарные знаки и знаки обслуживания

Следующим распространенным средством индивидуализации яв­ляется товарный знак (знак обслуживания).

В отличие от фирменного наименования и коммерческого обо­значения, товарный знак служит индивидуализации не субъекта пред­принимательской деятельности, а объектов — определенных товаров, работ и услуг, предлагаемых таким предпринимателем.

Товарный знак применяется для обозначения товаров, тогда как знак обслуживания — для обозначения работ и услуг. Однако для обо­значения обеих категорий обычно используется общий термин — то­варный знак.

Поскольку товарный знак используется для индивидуализации то­варов, работ и услуг, принадлежать он может только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Исключительное право на товарный знак возникает только при условии государственной регистрации.

В качестве товарного знака может быть зарегистрировано опреде­ленное слово (словесный товарный знак), изображение (изобразитель­ный товарный знак), объемная фигура, форма (объемный товарный знак), а также любые комбинации таких обозначений (комбиниро­ванный товарный знак). Обозначение, заявленное для регистрации, может быть цветным или без указания цвета. В качестве товарного знака может быть зарегистрирован даже сам по себе определенный цвет, звук и даже запах.

Любое из описанных обозначений может быть зарегистрировано в качестве товарного знака при соблюдении главного требования — наличия у него различительной способности, то есть способности слу­жить цели индивидуализации определенного товара (работы или услу­ги), отличая его от иных аналогичных товаров других производителей (продавцов, исполнителей). В связи с этим закон прямо запрещает регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, состоящие только из элементов (п. 1 ст. 1483 ГК РФ):

  1. ) «вошедших во всеобщее употребление для обозначения то­варов определенного вида»: например, нельзя зарегистриро­вать товарный знак «спагетти» для обозначения макаронных изделий;
  2. ) «являющихся общепринятыми символами и терминами»: на­пример, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака слово «лучший» или иное подобное общепринятое слово или обозначение (в том числе заимствованное из иностранных языков: «премьера», «бест» и т.д.);
  3. ) «характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта»;
  4. ) «представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назна­чением товаров».

Таким образом, товарный знак — не просто название или описание товара. Это такое обозначение, которое способно выделить данный товар в ряду аналогичных товаров, быть средством его индивидуали­зации. В этом и состоит различительная способность товарного знака.

Перечисленные общеупотребительные термины и обозначения могут быть использованы в составе товарного знака в качестве так называемых неохраняемых элементов. Однако товарный знак не мо­жет состоять только из таких элементов.

Из этого правила существует исключение. Если обозначение, состоящее из таких неохраняемых элементов или их определенной комбинации, длительное время используется определенным произ­водителем для обозначения своих товаров и в этом качестве известно потребителям («приобрели различительную способность в результате их использования»), то такое обозначение может быть зарегистриро­вано в качестве товарного знака.

Помимо этого, не допускается регистрировать в качестве товарных знаков следующие обозначения (ст. 1483 ГК РФ):

  1. ) официальные символы или обозначения, сходные с ними до степени смешения (флаги, гербы и т. п.);
  2. )   обозначения, способные ввести потребителей в заблуждение относительно товара либо его изготовителя (либо содержащие ложные сведения о товаре или его изготовителе);
  3. ) обозначения, «противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали»;
  4. ) обозначения, тождественные или сходные до степени смеше­ния с зарегистрированным наименованием места происхож­дения товаров;
  5. ) обозначения, тождественные или сходные до степени смеше­ния с объектами культурного наследия, известными произве­дениями искусства (без согласия правообладателя), именами или псевдонимами известных личностей (без согласия этих лиц или их наследников) и т. п.;
  6. ) обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, зарегистрированными или за­явленными на регистрацию в отношении однородных товаров;
  7. ) обозначения, тождественные или сходные до степени сме­шения с иными средствами индивидуализации других лиц, исключительные права на которые возникли ранее даты при­оритета (фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями).

Как видно из приведенных правил, при оценке товарного знака используются два термина: тождество обозначений и сходство до сте­пени смешения. Под тождеством здесь понимают полное совпадение всех элементов обозначения. Под сходством до степени смешения понимают общую ассоциацию, которая возникает между двумя обо­значениями, несмотря на их отдельные отличия.

Понятия тождества и сходства до степени смешения используются и при оценке факта нарушения исключительного права на товарный знак: нарушением считается использование не только тождественного с ним обозначения, но и сходного до степени смешения.

Исключительное право на товарный знак возникает при условии его государственной регистрации.

В большинстве стран мира регистрацией товарных знаков зани­мается патентное ведомство (тот же орган, который занимается ре­гистрацией объектов патентных прав) либо самостоятельный орган по регистрации товарных знаков (Trademark Office). В Российской Федерации регистрацией товарных знаков занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Государственная регистрация товарного знака производится на ос­новании заявки и включает два основных этапа:

  1. ) формальная экспертиза заявки;
  2. ) экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака.

В рамках первого этапа проверяется полнота и правильность оформления заявки и приложений к ней. В рамках второго этапа проверяется отсутствие оснований для отказа в регистрации товар­ного знака — в том числе проводится поиск по зарегистрированным товарным знакам.

В случае положительного результата экспертизы принимается ре­шение о государственной регистрации товарного знака. При условии уплаты необходимых пошлин заявителю выдается свидетельство на то­варный знак, а сведения о товарном знаке вносятся в государственный реестр, с которым могут ознакомиться все желающие.

Регистрация товарного знака происходит для строго определенно­го перечня товаров (услуг), которые были указаны заявителем в заявке на государственную регистрацию. Для целей регистрации товарных знаков товары и услуги делятся на классы в соответствии с Междуна­родной классификацией товаров и услуг (MКТУ), которая была утверж­дена Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957 (участвует 88 государств).

Исключительное право на зарегистрированный товарный знак дей­ствует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию. Срок действия исключительного права на товарный знак может продлеваться неограниченное число раз, каждый раз на десять лет.

Правовая охрана на товарный знак может быть прекращена до­срочно, если товарный знак не используется правообладателем для заявленных товаров непрерывно в течение трех лет. C заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака может обратиться лицо, заинтересованное в использовании данного обозна­чения (ст. 1486 ГК РФ). Сделано это для того, чтобы исключить случаи недобросовестной регистрации популярных обозначений лицами, ко­торые не планируют их в действительности использовать, и защитить интересы добросовестных участников гражданского оборота и, в ко­нечном итоге, потребителей.

Кроме того, в определенных случаях предоставление товарному знаку правовой охраны может быть оспорено заинтересованными лицами, которые полагают, что товарный знак был зарегистрирован с нарушениями (ст. 1512 ГК РФ).

Стоит иметь в виду, что государственная регистрация товарных знаков и предоставляемая им правовая охрана имеет строго террито­риальный характер и ограничена тем государством, в котором знак зарегистрирован. Иными словами, регистрация товарного знака в од­ном государстве автоматически не означает, что он будет охраняться и в другом государстве.

В связи с этим, если правообладатель заинтересован в получении охраны своего обозначения в зарубежных странах, ему необходимо зарегистрировать свой товарный знак в таких странах.

В настоящее время процедура регистрации товарных знаков за ру­бежом упростилась благодаря действующим международным дого­ворам — а именно, договорам в рамках так называемой Мадридской системы: Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14.04.1891 («Мадридское соглашение») и Протокола к Ма­дридскому соглашению от 27.06.1989 («Мадридский протокол»).

Число членов Мадридской системы насчитывает более 120 госу­дарств, и каждый год к ним присоединяются все новые участники.

Мадридская система чрезвычайно упростила процедуру регистра­ции товарных знаков в разных странах мира. Суть ее состоит в том, что заявитель, подавший заявку на регистрацию товарного знака в своем государстве, может также подать международную заявку (че­рез Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности — ВОИС), указав в ней страны, в которых он хотел бы зарегистрировать свой товарный знак. Международная заявка рассма­тривается Международным бюро ВОИС и затем направляется в на­циональные ведомства стран-участниц для прохождения экспертизы обозначения. В случае положительного решения происходит государ­ственная регистрация товарного знака в заявленных странах.

В отсутствие Мадридской системы заявителю приходилось бы об­ращаться напрямую в каждое национальное ведомство в отдельности, уплачивая соответствующие пошлины, привлекая патентных пове­ренных и т. п., что означало бы для него существенные материальные и временные затраты, несоизмеримые с теми, которые требуются для регистрации через Мадридскую систему. В то же время для некоторых стран, которые еще не присоединились к Мадридскому соглашению и Мадридскому протоколу, до сих пор продолжает действовать такая длительная и дорогостоящая процедура зарубежной регистрации то­варных знаков.

К счастью, Российская Федерация является участницей данных международных соглашений, поэтому российские заявители могут в полной мере использовать преимущества Мадридской системы.

Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий



Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Реквизиты агентства

Банковские реквизиты, коды статистики, документы государственной регистрации общества, письма ИФНС, сведения о независимых директорах - участниках общества.

Контактная информация

Форма обратной связи, контактные номера телефонов, почтовые адреса, режим работы организации.

Публикации

Информационные сообщения, публикации тематических статей, общедоступная информация, новости и анонсы, регламенты.