В соответствии со ст. 140 и 861 ГК РФ на территории Российской Федерации предусмотрено два вида платежей (наличные и безналичные).
Поскольку безналичный способ проведения платежей является приоритетным по ряду причин [Таковыми являются: обеспечение прозрачности совершаемых платежей для (i) достижения эффективности проводимых мероприятий по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, (ii) контролю со стороны налоговых и иных уполномоченных органов; cнижение расходов государства на эмиссию денежных знаков], то действующее законодательство содержит в себе как стимулирующие механизмы проведения платежей такого вида, так и запретительные нормы для проведения расчетов с помощью наличных денег. Так, п. 1 ст. 861 ГК РФ прямо оговаривает, что «расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке». Для иных случаев в рамках одного договора действует ограничение на расчеты наличными денежными средствами в размере 100 000 рублей [Указание Банка России от 09.12.2019 № 5348-У «О правилах наличных расчетов» // Вестник Банка России. 2020. № 29].
Правовое регулирование безналичного способа расчетов осуществляется прежде всего нормами гл. 46 ГК РФ, Федерального закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (далее — Закон о НПС), Положений Банка России «О платежной системе Банка России» от 06.07.2017 № 595-П (далее — Положение №595-П) и «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 №383-П (далее — Положение № 383-П), а также банковскими правилами, применяемыми в банковской практике обычаями или договором.
Поименованные формы безналичных расчетов (ст. 862 ГК РФ): платежные поручения, аккредитив, инкассо, чеки. Поскольку данной нормой определяется открытость данного перечня, п. 1.1. Положения № 383-П содержит соответствующие дополнения: перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование), а также перевод электронных денежных средств.
Если проводить разграничение данных форм в зависимости от того, действия какой стороны «приводят» в действие механизм расчетов:
Банковские реквизиты, коды статистики, документы государственной регистрации общества, письма ИФНС, сведения о независимых директорах - участниках общества.
Форма обратной связи, контактные номера телефонов, почтовые адреса, режим работы организации.