Страницы: 1 2 3 4 5 6

§5. Учреждение, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Юридическое лицо считается созданным с момента государствен­ной регистрации. Сведения о создании юридического лица вносятся в ЕГРЮЛ, в котором содержатся также и другие наиболее значимые сведения, перечень которых предусмотрен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: адрес юридического лица, сведения об учредите­лях (участниках) юридического лица, о единоличном исполнительном органе, о размере уставного капитала, о лицензиях и др.

Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица (п. 1 ст. 50.1 ГК РФ). Для этого требуется решение единственного учре­дителя либо единогласное решение всех учредителей. Такое решение должно содержать в том числе сведения об утверждении учредитель­ного документа, которым для всех организационно-правовых форм юридических лиц являются устав. Исключение в этом случае состав­ляют хозяйственные товарищества, где силу учредительного документа имеет учредительный договор, и государственные корпорации, которые не имеют учредительных документов, поскольку каждая из них созда­ется на основании отдельного федерального закона.

При этом юридические лица могут действовать на основании ти­пового устава, утвержденного уполномоченным государственным ор­ганом, в таком случае данные сведения указываются в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Законом допускается возможность реорганизации юридического лица. Понятие реорганизации в ст. 57 ГК РФ раскрывается через при­ведение пяти возможных форм реорганизации:

1. Слияние — форма реорганизации, при которой права и обязан­ности участвующих в ней лиц переходят к вновь созданному на их основе юридическому лицу.

2. Присоединение — форма реорганизации, при которой права и обязанности присоединяемого юридического лица перехо­дят к другому юридическому лицу (основному).

3. Разделение — форма реорганизации, при которой права и обя­занности одного юридического лица переходят к вновь создан­ным на его основе юридическим лицам в соответствии с пере­даточным актом.

4. Выделение — форма реорганизации, при которой реорганизуе­мое юридическое лицо сохраняется, но к одному или несколь­ким образованным из его состава юридическим лицам пере­ходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

5. Преобразование — форма реорганизации, при которой юриди­ческое лицо создается в связи с изменением его организаци­онно-правовой формы и к нему переходят в неизменном виде права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Реорганизация, как правило, относится к случаям универсального правопреемства, то есть когда к правопреемнику (правопреемникам) переходит весь объем прав и обязанностей правопредшественника. Наряду с универсальным правопреемством выделяется сингулярное правопреемство, когда правопреемнику передается только часть прав и обязанностей правопредшественника. При реорганизации в форме выделения имеет место сингулярное правопреемство. В литературе высказывается также мнение, что сингулярное правопреемство ха­рактерно для реорганизации в форме разделения.

Законом могут быть установлены ограничения реорганизации юри­дических лиц. Например, религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы (п. 3 ст. 123.26 ГК РФ), а унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно­правовых форм (п. 6 ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») и др.

Реорганизация может быть осуществлена:

1. В добровольном порядке — по решению его учредителей (участ­ников) или уполномоченного органа юридического лица. Доброволь­ная реорганизация юридического лица допускается:

  • c одновременным сочетанием различных ее форм;
  • с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах (если возможность соответствующего преобразования допускается законодателем).

В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите конкуренции», для реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования необходимо получить согласие антимонополь­ного органа.

2. В принудительном порядке — по решению уполномоченных го­сударственных органов или по решению суда. Такая реорганизация юридического лица может производиться в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц только в ограниченных случаях, предусмотренных законом. Напри­мер, основания для принудительной реорганизации установлены ст. 38 Федерального закона «О защите конкуренции».

При реорганизации юридического лица оформляется передаточный акт, который должен содержать (ст. 59 ГК РФ):

  • положения о правопреемстве по всем обязательствам реорга­низованного юридического лица в отношении всех его кре­диторов и должников (включая обязательства, оспариваемые сторонами),
  • порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изме­нением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемо­го юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Реорганизация юридического лица кроме интересов его учре­дителей (участников) затрагивает интересы его кредиторов, поэто­му законодатель предусматривает для них особые гарантии (ст. 60 ГК РФ):

1. Публичность процедуры реорганизации:

  • организация обязана в течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения уведомить об этом уполномоченный орган, который вносит отметку в ЕГРЮЛ;
  • организация обязана внести уведомление о реорганизации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятель­ности юридических лиц;
  • после внесения отметки в ЕГРЮЛ юридическое лицо дваж­ды с периодичностью один раз в месяц публикует уведом­ление в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • в некоторых случаях закон устанавливает обязанность юри­дического лица уведомить в письменной форме кредиторов.

2. Право кредитора потребовать досрочного исполнения обязатель­ства или прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Такая возможность существует, если права требования кре­дитора возникли до опубликования первого уведомления о реоргани­зации юридического лица. В этом случае реорганизуемое юридическое лицо обязано либо предоставить такое исполнение, либо предоставить достаточное обеспечение исполнения указанных обязательств в со­ответствии с п. 4 ст. 60 ГК РФ. Если этого не было сделано, то закон предусматривает наступление субсидиарной ответственности перед кредитором у лиц, составляющих органы управления юридического лица, а также лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица, если они своими действиями (бездей­ствием) способствовали наступлению указанных негативных послед­ствий для кредитора.

3. При процедуре реорганизации должны соблюдаться принципы пра­вовой определенности и добросовестности. Практическое выражение это находит в том, что передаточный акт должен позволять опреде­лить правопреемника по обязательству юридического лица, а акти­вы и обязательства реорганизуемых юридических лиц должны быть распределены добросовестно. Если неисполнение этого требования привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реор­ганизованное юридическое лицо и созданные в результате реоргани­зации юридические лица несут солидарную ответственность по соот­ветствующим обязательствам (п. 5 ст. 60 ГК РФ).

Существование юридического лица может оканчиваться ликвида­цией, которая влечет его прекращение без перехода его прав и обязан­ностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Возможно два основных порядка ликвидации:

1. Добровольная — осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительным документом.

2. Принудительная — осуществляется по решению суда. Осно­вания для принудительной ликвидации установлены ГК РФ и другими федеральными законами. Это, например, признание государственной регистрации юридического лица недействи­тельной (включая случаи грубых нарушениями закона, допу­щенных при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер), осуществление организацией деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), осу­ществление запрещенной законом деятельности и др.

В целях осуществления процедуры ликвидации юридического лица его учредители (участники) или орган юридического лица назнача­ют ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

При этом, как и в случае с реорганизацией, ГК РФ содержит по­ложения, которые направлены на обеспечение прав кредиторов лик­видируемой организации, например:

  • после принятия решения о ликвидации юридического лица сведения об этом вносятся в ЕГРЮЛ и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
  • с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим;
  • ликвидационная комиссия сообщает о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации» и принимает меры по выявлению кредиторов, которые вправе в установленный срок (не менее двух месяцев с момента опубликования сообще­ния) предъявить свои требования в ликвидационную комиссию;
  • по итогам рассмотрения требований кредиторов ликвидаци­онная комиссия составляет промежуточный ликвидацион­ный баланс, в котором отражается имущественное положение организации;
  • расчеты с кредиторами проводятся в порядке очередности, уста­новленной п. I ст. 64 ГК РФ;
  • при недостаточности имущества ликвидируемой организации или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если та­кое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Юридическое лицо может прекратить свое существование так­же в результате процедуры его исключения регистрирующим орга­ном из ЕГРЮЛ как недействующего. Формально такое исключение не является ликвидацией, а выступает в качестве самостоятельного основания прекращения правоспособности юридического лица, хотя в литературе указанная процедура иногда называется административ­ной ликвидацией. Основания для этого возникают, если юридическое лицо в течение одного года не сдавало бухгалтерскую и налоговую от­четность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

К исключению юридического лица применяются нормы, регулиру­ющие правовые последствия ликвидации юридических лиц. При этом кредиторы такого юридического лица вправе при наличии достаточ­ных оснований предъявить свои требования в порядке субсидиарной ответственности к лицам, составляющим органы юридического лица или имеющим фактическую возможность определять действия юри­дического лица.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Оставить комментарий



Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Реквизиты агентства

Банковские реквизиты, коды статистики, документы государственной регистрации общества, письма ИФНС, сведения о независимых директорах - участниках общества.

Контактная информация

Форма обратной связи, контактные номера телефонов, почтовые адреса, режим работы организации.

Публикации

Информационные сообщения, публикации тематических статей, общедоступная информация, новости и анонсы, регламенты.