Страницы: 1 2 3 4 5 6

§6. Банкротство юридических лиц

Российское законодательство определяет понятие несостоятель­ности (банкротства) как «признанную арбитражным судом неспо­собность должника в полном объеме удовлетворить требования кре­диторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудово­му договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Юридическое лицо считается соответствующим указанному кри­терию, если требования кредиторов не исполнены им в течение трех месяцев с даты наступления срока их исполнения.

C заявлением о признании юридического лица банкротом может обратиться как сам должник (в ряде случаев это обязанность, за неис­полнение которой контролирующие должника лица могут быть при­влечены к субсидиарной ответственности), так и кредиторы, а также уполномоченный орган (ФНС России) и работники, имеющие неис­полненные требования по заработной плате.

Для всех кредиторов, кроме кредитных организаций и государствен­ной корпорации «ВЭБ.РФ», есть обязательный критерий для подачи заявления о признании должника банкротом — требование должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом. Для уполномоченного органа надлежащим подтверждением размера требо­вания считается его решение, вступившее в законную силу.

У кредитной организации и государственной корпорации «ВЭБ.РФ» как кредиторов право на обращение с заявлением о признании долж­ника банкротом появляется с даты возникновения у должника при­знаков банкротства.

После подачи заявления суд назначает его к рассмотрению для про­верки обоснованности, в рамках которой суд проверяет, имеются ли у должника признаки несостоятельности (банкротства) и имеются ли основания для введения процедур банкротства.

Законом предусмотрены следующие процедуры банкротства юри­дических лиц:

  • наблюдение (назначается временный управляющий);
  • финансовое оздоровление (административный управляющий);
  • внешнее управление (внешний управляющий);
  • конкурсное производство (конкурсный управляющий).

В ходе любой из процедур, а также до рассмотрения судом обосно­ванности заявления о признании должника банкротом дело о банкрот­стве может быть прекращено путем заключения мирового соглашения.

В ходе наблюдения руководитель должника сохраняет свои полно­мочия, должник часто продолжает осуществлять хозяйственную де­ятельность. Функция временного управляющего, как следует из са­мого названия процедуры, заключается в том, чтобы пронаблюдать динамику деятельности должника и сделать вывод о целесообраз­ности введения следующей процедуры исходя из того, возможно ли восстановить платежеспособность должника. Для этого проводится анализ финансового состояния должника. Также временный управ­ляющий проводит анализ сделок должника на предмет возможности оспаривания (как по специальным, так называемым «банкротным», так и по общим основаниям, предусмотренным гражданским законо­дательством). Еще одним важным документом является заключение о наличии/отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного бан­кротства. В случае их обнаружения временный управляющий должен обратиться с соответствующим заявлением в органы внутренних дел.

В процедуре наблюдения проводится первое собрание кредито­ров. Оно обладает специальной компетенцией в сравнении с иными собраниями. Плановое собрание кредиторов чаще всего посвящено принятию к сведению отчетов арбитражных управляющих либо опре­делению порядка, сроков и условий реализации имущества должни­ка. Первое же собрание принимает решение об обращении в арби­тражный суд с заявлением о введении следующей процедуры в деле о банкротстве, о формировании комитета кредиторов, об избрании кандидатуры арбитражного управляющего для дальнейшей процеду­ры либо об определении дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя.

Кроме того, в сложившейся практике именно к первому собранию кредиторов привязана дата проведения собрания работников. Со­брание работников проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов с целью избрания предста­вителя работников (бывших работников) должника, который обладает всеми полномочиями лица, участвующего в деле о банкротстве, и мо­жет защищать права и законные интересы работников.

Временный управляющий представляет собранию кредиторов от­чет о процедуре наблюдения, а также анализ финансового состояния должника, в котором содержатся выводы о возможности восстановле­ния платежеспособности должника. По итогам рассмотрения указан­ных документов собрание принимает решение о введении дальнейшей процедуры: финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства.

Крайне редко принимается решение о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления. Вероятнее всего, это обусловлено тем, что фактически в ходе финансового оздоровления должник продолжает хозяйственную деятельность под руководством тех же лиц, однако с «надзором» административного управляющего и собрания кредиторов, и погашает требования кредиторов в соответ­ствии с планом финансового оздоровления. Таким образом, можно провести некоторую аналогию с процедурой реструктуризации долгов гражданина. Между тем в ходе хозяйственной деятельности субъекты зачастую предоставляют друг другу различные отсрочки платежей, со­ставляют соглашения о реструктуризации задолженностей и в ситуа­ции, когда процедура банкротства уже инициирована, указанные меры редко оказываются эффективными. В случае неисполнения плана фи­нансового оздоровления собранием кредиторов и судом решается во­прос о введении внешнего управления или конкурсного производства.

В ходе внешнего управления прекращаются полномочия органов управления должника, и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. При этом ряд компетенций у органов управления сохраняется, но все они касаются предложений по восста­новлению платежеспособности должника и их реализации. Собранием кредиторов и судом утверждается план внешнего управления. В случае неисполнения плана внешнего управления собрание кредиторов и суд решают вопрос о переходе к процедуре конкурсного производства.

Целью конкурсного производства является наиболее полное и со­размерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества должника. Восстановление платежеспособности должника в данной процедуре не предполагается. Конкурсный управляющий увольняет работников должника, поскольку хозяйственная деятель­ность, по общему правилу, уже не осуществляется.

В установленном законом порядке конкурсный управляющий про­водит инвентаризацию и оценку имущества должника, готовит по­ложение о его реализации, утверждаемое собранием или комитетом кредиторов. В случае если имущество является предметом залога, по­ложение о порядке, сроках и условиях реализации такого имущества готовит кредитор, требование которого обеспечено залогом. Далее имущество реализуется на торгах, а полученные от его реализации денежные средства направляются на погашение требований кредито­ров. В случае если имущество не является предметом залога, за счет его реализации сначала погашаются текущие требования (то есть требования, возникшие после принятия к производству заявления о признании должника банкротом), а потом требования, включен­ные в реестр требований кредиторов. Распределение денежных средств от реализации предмета залога осуществляется с учетом приоритета залогового кредитора.

Важным элементом процедуры банкротства является оспаривание сделок должника. В ходе наблюдения право временного управляю­щего на оспаривание сделок ограничено, а внешний управляющий и конкурсный управляющий наделены не только правом, но и обя­занностью оспаривания подозрительных сделок должника. Кредиторы должника также вправе подавать заявления об оспаривании сделок и участвовать в их рассмотрении.

Кроме того, законом предусмотрен ряд оснований для привлече­ния контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственно­сти по обязательствам должника и к ответственности в виде возме­щения убытков, причиненных должнику и его кредиторам. C таким заявлением вправе обратиться как арбитражный управляющий, так и кредиторы.

Для ряда специальных субъектов законом предусмотрены особен­ности проведения процедуры банкротства. Такими субъектами явля­ются, в частности, градообразующие организации, сельскохозяйствен­ные организации, финансовые организации, кредитные организации, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий, застройщики, а также участники клиринга и их клиенты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Оставить комментарий



Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

Реквизиты агентства

Банковские реквизиты, коды статистики, документы государственной регистрации общества, письма ИФНС, сведения о независимых директорах - участниках общества.

Контактная информация

Форма обратной связи, контактные номера телефонов, почтовые адреса, режим работы организации.

Публикации

Информационные сообщения, публикации тематических статей, общедоступная информация, новости и анонсы, регламенты.